Почему Татарстан отстает в рейтинге креативных регионов в России - «Культура»

Причина — отсутствие единого центра, отвечающего за развитие отрасли в республике, поясняют эксперты

Минкульту Татарстана поручили создать реестр граждан и организаций, работающих в сфере креативных индустрий. С этого года ее считают отдельным важным сектором экономики. Речь о продаже товаров и услуг, причисляемых к интеллектуальной деятельности, то есть о предпринимателях, которые зарабатывают своим творчеством. В правительстве России планируют поднять вклад сектора в ВВП страны с 4,1% до 6% за пять лет. Какую лепту внесет республика — сказать сложно, поскольку она вылетела из пятерки сильнейших регионов в общероссийском индексе и теперь не входит даже в топ-10. В причинах и перспективах роста рынка разбиралось «Реальное время».
Что такое креативные индустрии
В Татарстане создадут реестр представителей креативных индустрий. Соответствующее поручение дал премьер-министр республики Алексей Песошин региональному Минкульту. Судя по документу, ведомству предстоит обновлять перечень и регулярно подтверждать, что внесенный в список участник действительно является представителем сферы.
Креативные индустрии — сектор экономики, непосредственно связанный с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью.

По данным АНО «Креативная экономика», в этот сектор входят 16 направлений: дизайн; IT и разработка программного обеспечения; компьютерная графика и анимация; архитектура и урбанистика; образование; детские игры и игрушки; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; гастрономия; кино и видео; искусство и ДПИ (декоративно-прикладное искусство); компьютерные игры; медиа и реклама; мода; литература и писательская деятельность; исполнительские искусства; музыка и саунд-дизайн.
По данным Минэкономразвития России, объем рынка креативных индустрий достиг 7,5 трлн рублей, что составляет 4,1% от ВВП страны. За последние три года рынок вырос на 3 трлн рублей. Об этом заявил министр экономического развития России Максим Решетников во время стратегической сессии, посвященной развитию креативной экономики. С его слов, в тройку лидеров по вкладу входят ИТ-сектор (34,96% рынка), реклама и PR (13,38%) и гастрономия (10,6%).
— Цель — довести вклад сектора в ВВП до 6% к 2030 году, — подчеркнул Максим Решетников.

В Татарстане все есть, но эксперты «выкинули» Татарстан из топ-10
В ежегодном региональном индексе креативных индустрий, составляемом Высшей школой экономики (ВШЭ), по итогам 2024 года Татарстан оказался лишь на 14-й позиции, буквально рухнув с пятого места, занимаемого годом ранее. Индекс учитывает четыре критерия — социально-экономические условия в регионе, состояние культурной среды, состояние экономики креативных индустрий и уровень поддержки креативных индустрий. И если по первым двум показателям республика усилила позиции, то состояние экономики и уровень поддержки эксперты не оценили.

При этом Татарстан занимает шестое место в категории регионов с городами-миллионниками и уровнем развития креативных индустрий «выше среднего по стране». Впереди нас — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Свердловская и Нижегородская области. Однако республика занимает третье место среди регионов, уступая Новосибирску, по уровню средней зарплаты в этой сфере, у нас она «превосходит среднюю по экономике».
Эксперты индекса назвали среди сильных сторон региона: активную подготовку специалистов креативных индустрий, положительные темпы создания и регистрации интеллектуальной собственности; инвестиции в развитие цифровых технологий и наличие профильных организаций развития креативных индустрий.

Как рассказали «Реальному времени» в Высшей школе экономики, для снижения позиции Татарстана в общероссийском рейтинге было две причины:
1) Переход со старого «вышкинского» классификатора креативных индустрий на новый, в который, помимо креативных индустрий, вошли еще сопутствующие.
2) Отсутствие по состоянию на июнь 2024 г. в республике специализированного института по развитию креативных индустрий и положительной динамики, по сравнению с другими регионами, в числе организаций креативных индустрий, привлекающих федеральные меры поддержки.

По данным портала «Таткультресурсцентр», созданного региональным Минкультом, в республике работают по 12 направлениям (часть из них объединены в группы): исполнительское и театральное искусство; реклама и маркетинг; кино, видео и фотография; телевидение и радио; дизайн: продукты, коммуникации и мода; издательское дело; IT, программное обеспечение и игры; изобразительное искусство; музеи, галереи и креативные кластеры; архитектура; музыка; ремесла.
В Татарстане нет консолидирующего органа, но и без него неплохо
Генеральный директор Федерации креативных индустрий (ФКИ) Игорь Намаконов специально для «Реального времени» представил детальный анализ положения Татарстана в сфере креативных индустрий. С его слов, после проведения федерального исследования «100 креативных лидеров России» в 2020 году именно наша республика первой проявила инициативу по адаптации этого исследования на региональном уровне.
Проведенный мониторинг выявил впечатляющую концентрацию талантливых авторов и креативных предпринимателей, преимущественно сосредоточенных в Казани. Это соответствует общей тенденции развития креативных индустрий в России, где крупные города выступают центрами концентрации ресурсов, человеческого капитала и рынков сбыта креативных продуктов.

Естественно, что при общем благоприятном развитии условий для креативных индустрий в регионе все так же сложно понять, с кем вести коммуникацию и взаимодействие по теме, добавил эксперт. «При этом в Татарстане есть небольшой город Альметьевск, в котором уже несколько лет проходит отраслевой форум Almet Creative Days, есть потрясающий городской фестиваль «Каракуз» (по сути фестиваль креативных индустрий), развивается самая большая школа креативных индустрий в стране. Так вот в одном этом городе сразу несколько организаций занимались креативными индустриями. В прошлом году им удалось объединиться. И я в Альметьевск езжу чаще, чем в Казань. Именно по причине наличия понятного центра развития и людей, ответственных за направление», — пояснил он.
По данным федерации, в Татарстане наиболее развиты следующие направления: IT-индустрия (особенно разработка программного обеспечения), музыкальная индустрия, медиасфера, театральное искусство и издательское дело.

Видеографы, научившись работать, уезжают в Москву, потому что там есть рынок
Руководитель видеопродакшена Kingof media, сооснователь кинокомпании «Вечный огонь» и творческого объединения КАЕН Роман Королев считает Татарстан консервативным регионом с точки зрения работы с продакшенами. По его словам, в республике есть три-четыре крупных и множество мелких игроков, каждый из которых нашел себя, собрал пул заказчиков и спокойно живет из года в год. При этом говорить о готовой и сформировавшейся сфере видеопродакшена в регионе, по его мнению, не приходится.
— В Татарстане большинство крупных компаний типа КАМАЗа, например, часто заказывали вообще где-то у москвичей, потому что считали, что там профессиональнее, а компании поменьше всегда старались экономить, — уверен Королев.
Еще одна сложность, с которой сталкивается этот сектор, — релокация специалистов. И речь идет не только о переезде, вызванном началом СВО, но и общей тенденции: как только специалист встал на ноги — он едет в Москву.
— Первая же его мысль: надо мне ехать в Москву. Ну давай по-честному: Москва — единственный город, в котором реально есть индустрия коммерческого видео. Есть рынок — соответственно, есть работа. Очень много классных специалистов уезжают целыми командами. У нас нет рынка, у нас есть просто ну как бы небольшая группа людей, которые умеют делать хорошо, — заявил Королев.
По мнению эксперта, вместе с этим рынок видеоконтента переживает трансформацию из-за появления доступных нейросетей. Массовый переход специалистов в сферу генерации контента привел к резкому снижению цен.

Однако эксперт прогнозирует охлаждение рынка примерно через год. При этом небольшие продакшены, ориентированные на малый бизнес, по его словам, рискуют не выжить к концу года.
Проблема гастрономии — власти стесняются баров, а туристы, наоборот, их ищут
Сооснователь компании Make More Group (бар More, кафе «Утро», бар Zero, ресторан «Сказки о Солнце») Валерий Плихта отметил, что Татарстан и Казань, вне зависимости от статуса «гастрономической столицы России», последние годы показывают рост количества классных проектов в сфере гастрономии. По словам собеседника, Казань скорее фокусируется на ресторанах и кафе, забывая, что в блок гастрономии входят и бары, которыми туристы в том числе интересуются, ведь они приезжают не только поесть. В этом вопросе Плихта предлагает пойти по стопам Петербурга, который в свое время поддержал тезис «Петербург — барная столица России».


По его словам, помимо уникального гастрономического ландшафта, Казань может потерять и часть налогов от зарплат, которые локальные заведения платят сотрудникам, а те, в свою очередь, тратят заработанное в регионе.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются локальные игроки, — нехватка сотрудников, что в том числе связано с HR-брендом организации. Как ее решать — вопрос открытый. Однако на встречный вопрос о необходимости создания института гастрономии для подготовки кадров — по примеру существующего в Красноярске, Плихта ответил, что если и создавать, то только за счет коммерческой структуры, но не бюджетных средств.
Айтишников достаточно, но им нужен «профсоюз»


Как отмечает собеседник, проблем с кадрами его сфера не испытывает. Здесь сыграло свою роль и качественное образование, даваемое КФУ и Университетом Иннополис, а также онлайн-курсы по ИТ-профессиям. В том числе из-за последних рынок скорее перегрет начинающими специалистами. При этом говорить о скорой замене айтишников на искусственный интеллект не стоит. Последнему все еще необходим настоящий человек в лице профессионального промт-инженера, который будет давать команды. Причина проста — даже лучший ИИ-ассистент любит «фантазировать».
Архитектура, несмотря на фундаментальность, часть креативной экономики


Минкульт видит рост в легкой промышленности и ювелирном искусстве
По словам министра культуры Татарстана Ирады Аюповой, решение о создании реестра представителей креативных индустрий обусловлено требованием федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ» №330. Документ предусматривает создание подобного реестра для уточнения списка игроков, необходимых мер поддержки и инфраструктурного развития.

«Но это тоже история, которая связана с общим уровнем развития того или иного региона, с его структурой экономики и тем, какие тренды развития креативных индустрий существуют в этом регионе. Сегодня как раз формируется методология расчета. С моей точки зрения, нужно больше не на индексы смотреть, а на данные официальной статистики. Нужно формировать инфраструктуру, которая позволяет человеку монетизировать свой интеллектуальный и творческий потенциал», — отметила Ирада Аюпова в беседе с «Реальным временем».
Одним из инфраструктурных объектов, который должен придать импульс развития всей отрасли креативных индустрий, станет обновленный казанский ЦУМ. Однако и без него подобных объектов достаточно. Среди них и новый театр Г. Камала, и Национальная библиотека РТ, и IT-парк. По словам Аюповой, среди направлений креативной экономики, которые Татарстану было бы неплохо усилить, — это сфера легкой промышленности, а также ювелирное искусство.
Дмитрий Зайцев
Подписывайтесь на
телеграм-канал,
группу «ВКонтакте» и
страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на
Rutube и
«Дзене».
И будьте в курсе первыми!