Черный ход на криптобиржу: как понятой «посадил» безопасника «Рубина» и опера БЭП - «Происшествия»
В Казани возбудили дело о краже цифровой валюты в ходе обыска — сначала обвиняли полицейских, теперь — «свидетеля»
Накануне из СИЗО-2 Казани отпустили бывшего и действующего оперативников УЭБиПК МВД Татарстана. Их закрывали по подозрению в уводе криптоактивов почти на 5 млн рублей у одного из задержанных по делу «отмывочной» площадки Trust2Pay. Однако попытка отследить путь цифровой валюты привела следователей к человеку, который поприсутствовал на обыске в качестве понятого. За ним пришли на этой неделе, после чего он решил написать явку с повинной, что крипту украл сам и попытался переложить вину на полицейских. В итоге сегодня раскаявшегося отправили под стражу, сообщает из суда журналист «Реального времени».
Крипту украли после задержания
Это преступление оставалось в тайне полгода. Пока у одного из попавших под домашний арест по делу «отмывочной» площадки не кончились средства. «Он передал отцу коды доступа к своему аккаунту на криптобирже Bybit, сказал, что там лежат 46 тысяч 668 USDT — нужно вывести и обналичить», — поделился с «Реальным временем» один из знакомых с ходом следствия. С его слов, отец по инструкции сына зашел с его паролями на виртуальную биржу и обнаружил — криптокошелек пуст.
Цифровые деньги вывели 17 декабря 2024 года — в день задержания владельца аккаунта. Тогда рублевый эквивалент криптоактивов составлял 4,8 млн рублей, именно он и фигурирует в качестве ущерба в деле о краже.
В тот день по делу о неправомерном обороте средств платежей сотрудники МВД Татарстана при поддержке коллег из Москвы провели 56 обысков в офисах и жилищах предполагаемых фигурантов, где изъяли 299 смартфонов, 880 сим-карт и почти четыре десятка компьютеров, более 800 банковских карт, включая те, через которые проводили деньги, похищенные с помощью телефонного мошенничества.

По версии следователей и оперативников полиции, площадка Trust2Pay не просто покупала и продавала цифровые активы, а занималась обналичиванием преступных доходов, прокручивая десятки миллионов долларов, включая прибыль от незаконного игорного бизнеса, торговли наркотиками и телефонных мошенничеств.
В оборот силовиков попали порядка 40 человек, шести предполагаемым организаторам по ходатайству ГСУ МВД Татарстана Казанский суд избрал домашний арест. В их числе был и тот самый владелец криптокошелька, опустевшего в день задержания. Это Руфат Шарафетдинов. Его имя прозвучало сегодня при избрании меры пресечения в Ново-Савиновском суде Казани.
Статус потерпевшего Руфат получил месяц назад. Хотя к силовикам его отец обратился значительно раньше.
Обыск в новом здании БЭП и арест до 16 октября
Информацию фигуранта дела об отмыве чужих доходов проверяли в ФСБ и СК. В итоге тот получил статус потерпевшего от кражи. А 16 сентября — через девять месяцев после спецоперации МВД — обыски прошли уже в новом офисе экономической полиции Татарстана на Большой Красной. По данным «Реального времени», оттуда на допрос в Следком в сопровождении сотрудников регионального УФСБ доставили несколько человек.
Одного из них задержали по подозрению в причастности — это был оперуполномоченный Ренат Салихов. Еще через день статус подозреваемого получил и его бывший коллега Руслан Юнусов, который тоже принимал участие в тех обысках, но успел уволиться из МВД и устроиться в службу безопасности ФК «Рубин».
18 и 20 сентября обоих задержанных в СИЗО отправил Ново-Савиновский райсуд Казани, куда с ходатайствами о крайней мере пресечения обратилась следователь 3-го отдела по особо важным делам Следкома по РТ Ирина Брутян.
По версии СК и ФСБ, 17 декабря 2024 года оба подозреваемых в ходе проведения обысков воспользовались доступом к одному из изъятых мобильных телефонов с целью личной наживы и похитили те самые 46,7 тысяч USDT, рублевый эквивалент которых на указанную дату составлял 4 млн 856 тысяч рублей.
Вину бывший и действующий сотрудники полиции отрицали. На апелляции в Верховном суде Татарстана Руслан Юнусов заявлял — от следствия не скрывался, пришел в СК по первому звонку.
«Считаю, мера пресечения слишком суровая. Я полностью готов содействовать. Давления на свидетелей оказать не мог, я уже полгода не работаю [в МВД] и отношения с бывшими коллегами не поддерживаю», — говорил он по видеосвязи из СИЗО.
Адвокат обвиняемого Дмитрий Усков в своей жалобе указал — в основу решения положена лишь тяжесть инкриминируемого преступления. «Единственным доказательством, так называемой причастности, являются показания свидетеля, которые противоречивы и требуют дополнительной проверки», — отметил он на заседании апелляционной инстанции.

На отсутствие объективных доказательств причастности указывал и адвокат Александр Халилов, пытавшийся добиться освобождения из-под стражи Рената Салихова. Однако апелляционная коллегия Верховного суда РТ, изучив материалы и представленные доказательства, сочла решения об аресте законными.
Как понятой топил полицейских
Под стражей арестованные должны были находиться минимум до 16 октября. Однако 16 сентября оба были освобождены из СИЗО-2 Казани. Об этом «Реальному времени» сообщил адвокат Александр Халилов, отметив, что документы об отмене меры пресечения поступили от следствия в изолятор еще в 16:30, а на свободу Ренат Салихов вышел спустя три часа. Защитник добавил — Руслан Юнусов тоже отправился ночевать домой.
При этом еще вчера за обоими фигурантами сохранялся статус обвиняемых в краже, однако уже сегодня в СК им сообщили — претензии в хищениях с них будут сняты, они стали жертвами оговора и в будущем получат статус потерпевших в деле о даче заведомо ложных показаний (ст. 307 УК РФ).
«Мы сами в шоке, что нас услышали и разобрались! В практике не могу вспомнить таких случаев. На очной ставке этот понятой вел себя очень развязно», — комментирует ситуацию адвокат Дмитрий Усков, отмечая, что порой невиновность приходится доказывать годами.
Как отмечает один из источников «Реального времени», первоначальное обвинение в адрес силовиков опиралось на показания свидетеля обыска, который привлекался в качестве понятого. Участником оперативных и следственных действий понятой не является, его задача — присутствовать при них, тщательно наблюдать и позднее подтвердить в протоколе происходившее на его глазах. Согласно УПК РФ, на каждом следственном действии понятых должно быть двое, альтернативой их присутствию может служить видеофиксация.
Наш понятой на обыске статистом не был. 24-летний мужчина, подрабатывающий частным извозом, поведал сотрудникам СК и ФСБ, что опера экономической полиции передали ему телефон одного из задержанных и попросили посмотреть — нет ли в памяти интересных для следствия данных, а когда узнали о счете на криптобирже, якобы указали кошелек для их вывода. Парень был настолько убедителен и так охотно делился деталями случившегося, что опытные следователи и чекисты ему поверили. Хотя и обратили внимание на одну странность — сам понятой ориентировался в мире оборота крипты как рыба в воде, тогда как подозреваемые силовики не понимали ключевых терминов.
Первоначально Артем Леонтьев получил в деле статус свидетеля. С его слов, взламывать мобильник не пришлось — владелец поделился кодом доступа. Однако коды к электронному кошельку тот не давал. Если зайти на криптокошелек можно было простым нажатием кнопки, то для перевода крипты требовалось пройти трехфакторную идентификацию — по СМС, коду в электронной почте и аккаунту в Google.
Однако понятой покопался в памяти и обнаружил резервные копии в заметках, с помощью которых получил доступ к электронной почте владельца, а затем и возможность распоряжаться его счетом на Bybit.
«Хотел бы возместить ущерб»: «свидетель» прибыл на суд в наручниках
В СК для работы по этому делу была создана целая следственная группа. К делу подошли серьезно. Ранее не сталкивавшиеся с такой категорией дел следователи смогли досконально вникнуть в принципы работы с цифровыми активами. Кроме того, пытались установить, как фигуранты дела распорядились цифровыми активами — искали следы крупных покупок, но их не было. Пробивали владельцев криптокошельков. При этом Салихов и Юнусов твердо стояли на своем — ничего не похищали и указаний о краже понятому не давали.
Как уверяет один из источников, разобраться в ситуации силовикам удалось при помощи профессиональных участников рынка купли-продажи криптовалюты. Методичный поиск и профессиональное упорство помогли найти тех, к кому человек, получивший доступ к чужой крипте, обращался с вопросами насчет ее реализации. Продавцом крупной партии оказался тот самый понятой, которого двое покупателей опознали среди статистов. Результаты процедуры опознания сегодня озвучивались на заседании Ново-Савиновского суда Казани, на которое тот самый загадочный свидетель прибыл в наручниках и в сопровождении двух оперативников ФСБ.
Суду 24-летний Артем Леонтьев представился самозанятым, уроженцем Магнитогорска Челябинской области, без жены и детей. В Казани он живет уже шесть лет — на квартире отца, подрабатывает в такси. При этом, как выяснилось, официальной регистрации в Татарстане и столице республики не имеет, что и стало одним из оснований для ходатайства о его заключении под стражу.
На заседании выяснилось — задержали «свидетеля» 15 октября. Под грузом подозрений настаивать на своей версии об «оборотнях в погонах», которые воспользовались его наивностью и желанием помочь следствию, Леонтьев не стал. Более того — написал явку с повинной.
Две ночи таксист провел в полицейском изоляторе. Сегодня в суде следователь Ирина Брутян настаивала на крайней мере пресечения для этого обвиняемого в краже в особо крупном размере и даче заведомо ложных показаний. «Официально нигде не трудоустроен, семьей и детьми не обременен, регистрации не имеет», — сообщила она, отметив, что в случае более мягкой меры пресечения фигурант может скрыться либо воздействовать на свидетелей, среди которых не только полицейские.
Судья Максим Храмов уточнил — есть ли в деле другие подозреваемые? «На данный момент обвиняемые у нас имеются, но в последующем в отношении них дело будет прекращено», — пояснила Ирина Брутян.
Ходатайство 3-го отдела Следкома по РТ поддержала старший помощник прокурора Ново— Савиновского района Евгения Апполонова: «Избрание иной, более мягкой меры пресечения невозможно по данному делу. Следователем представлены материалы, подтверждающие причастность к преступлению против правосудия».
Его адвокат Руслан Султанов также просил ограничиться подпиской либо домашним арестом по адресу квартиры отца — «не приобщать парня с молодого возраста к криминальной среде. По словам защитника, после преступления его клиент выезжал далеко за пределы РФ (по данным «Реального времени», речь об одной из азиатских стран) и возвращался. То есть намерений скрываться не имел.
«Глупо предполагать, что он желает оказать давление на свидетелей и на тех же фигурантов дела, тем более он написал явку с повинной. Работает в такси, и его заработок позволяет возместить ущерб», — сообщил Султанов.
В перерыве заседания обвиняемый сообщил «Реальному времени», что сейчас сожалеет о том, что сделал. Ново-Савиновский суд Казани отправил его под арест. А освобожденные из СИЗО в ближайшее время смогут вернуться — один к службе в экономической полиции, другой на работу в ФК «Рубин».
Ирина Плотникова
Подписывайтесь на
телеграм-канал,
группу «ВКонтакте» и
страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на
Rutube и
«Дзене».
И будьте в курсе первыми!









