Виталий Золотов: «Мы пытались сначала учить детей, а потом поняли: учить надо учителей» - «Образование»

Интервью казанского предпринимателя и инвестора о развитии социального проекта, который позволяет зарабатывать детским садам и школам

Кружков и школ для дополнительного образования детей в городе становится все больше — такое ощущение, что до насыщения этому рынку еще далеко, хотя он активно развивается не меньше полутора десятков лет. Но казанский предприниматель Виталий Золотов подошел к этому вопросу кардинально по-другому: его «Открытая школа» обучает не детей, а педагогов муниципальных образовательных учреждений. «Реальное время» разбиралось, как это работает.
До спада еще далеко
— Запрос на дополнительное образование для дошкольников и детей младшего школьного возраста в последнее десятилетие интенсивно рос. Этот тренд сохраняется и по сей день? Нет ли спада?
— До спада еще точно далеко. У родителей растет запрос и на школьное, и на дошкольное обучение. Школа сейчас требует от первоклашек, чтобы они умели читать и считать. Этому, конечно, учат в детском саду, но я и сам, как отец, хочу, чтобы с моими детьми занимались по новым методикам.
— А что это за методики?
— Например, наши специалисты преподают ментальную арифметику и скорочтение. Сейчас совместно со специалистами Банка России разрабатываются курсы по цифровой финансовой грамотности для дошкольников и учеников начальных классов школ. Ребенок, который посещает такие курсы, получает даже не какие-то дополнительные знания, а скорее систему мышления. Учится быстрее впитывать и обрабатывать информацию, выделять из нее важное, думать по-другому. Поэтому такие курсы могут пригодиться не только детям-дошкольникам или школьникам, но и взрослым людям. Это часть так называемых soft skills — навыков, необходимых людям любой профессии для быстрого профессионального развития. Многие родители это хорошо понимают, поэтому — нет, никакого спада в ближайшее время мы точно не увидим.

— Не слишком ли загружены современные дети, так ли необходимо учить их ментальной арифметике, скорочтению и цифровой финансовой грамотности?
— Занятия для дошкольников организованы в игровом формате. Методика, которой мы обучаем, разработана так, что детсадовец зачастую и не поймет, что это у него был урок. Поэтому об особой загруженности говорить вряд ли приходится. Кроме того, мы ведь учим педагогов, и все занятия они потом ведут, можно сказать, в родных для ребенка стенах — в его собственном садике или в его собственном классе, с его привычным воспитателем или учителем. Нет затрат времени и сил на специальную поездку куда-то. В этом один из положительных факторов: на таких занятиях ребенок определенно меньше устает. А эффект от полученных навыков можно потом оценить, глядя, например, на его общую успеваемость.
Скорее социальный проект, чем прибыльный бизнес
— Как вы вышли на такой формат, почему было не открыть очередные курсы для детей? Вы же сами говорите, что ментальная арифметика и скорочтение пользуются спросом.
— Сначала мы думали открыть курсы для детей. Почему-то пошло сначала не так бодро, как хотелось бы. Мы пытались учить детей, а потом поняли: учить надо учителей. Каждое учебное заведение может бесплатно отправить к нам учиться педагогов, а потом по нашим учебным пособиям и на онлайн-платформе, которую мы разработали, они будут заниматься с детьми.
— Значит, вы зарабатываете на продаже пособий и на плате за пользование платформой?
— Да, за это платят родители. Но пока это скорее социальный проект, чем прибыльный бизнес. Я инвестирую в сферу образования, в которую уже интегрированы различные другие мои проекты. Схема проста: мы помогаем родителям экономить на дополнительном образовании, преподавателям — получать новые знания, а учреждениям — зарабатывать деньги. Выгода школы или садика видна невооруженным глазом: учреждение получает сертифицированного педагога, при этом деньги за качественное дополнительное образование остаются в кассе.
— И много уже таких обучающихся? Как вы договариваетесь со школами?
— Я уже давно сотрудничаю с образовательными учреждениями. В частности, один из моих бизнесов связан с системами безопасности, которые я поставляю в школы и детские сады. Собственно, во время общения c руководством этих учреждений я и понял, что запрос на такую вот образовательную деятельность есть. Сейчас педагоги, которых мы уже обучили, ведут кружки в 151 школе и 46 детских садиках, причем не только в Казани.

Учиться никогда не поздно
— Зачастую родители сталкиваются с проблемой: непрофессионал, пройдя короткие курсы, объявляет себя экспертом и получает доступ к детям. Не видите ли вы в этом опасности, не навредит ли ребенку общение с таким «специалистом»? Как вы в своем центре обходите эту проблему, что нужно, чтобы пройти у вас курсы?
— Мы принимаем педагогов на обучение, только если у них есть педагогическое образование и стаж работы. Все люди, которые проходят у нас курсы, — действующие педагоги в лицензированных учреждениях. Мы никогда не раздаем сертификаты случайным людям. У нас разработана и внедрена система качества — мы курируем педагогов, получивших у нас образование, интегрируем обмен опытом между обучившимися и находимся на связи с родителями. Бывает так, что кто-то чего-то недопонял или хочет освежить в памяти. Поэтому, конечно же, мы продолжаем общаться с теми, кого обучили. Отвечаем на задаваемые ими вопросы, помогаем советами.
— А кто тьюторы?
— У нас работают профессиональные опытные педагоги, и наш обучающий центр получил все необходимые разрешительные документы от компетентных органов. Нас контролируют точно так же, как и любую другую организацию, предоставляющую образовательные услуги.
— С какого возраста есть смысл учить детей скорочтению? А ментальной арифметике? Есть какие-то рамки по тому, когда это делать рано, а когда уже поздно?
— Занятия с детьми — вещь индивидуальная, но в среднем курсы по методикам, которые мы преподаем, можно проходить лет с пяти, когда ребенок уже может хотя бы ненадолго сконцентрировать внимание. Кто-то может и раньше заниматься. А верхней границы нет. Мы у себя в компании открыли курсы для сотрудников по скорочтению. Учиться никогда не поздно, народная мудрость не врет.

Скорочтение как способ популяризации родного языка в национальных школах и садах
— Кто разрабатывал методику обучения скорочтению?
— Методику обучения разрабатывали специалисты с соответствующими дипломами. Вообще, методика уже давно существовала в том или ином виде, мы доработали ее под сегодняшние реалии. Например, разработали учебник по скорочтению на татарском языке.
— То есть просто перевели ее на татарский?
— Если бы все было так просто! Наши татарские учебники будут рассчитаны на дошкольников и детей младшего школьного возраста. А значит, там есть стихи, загадки, скороговорки — много языковых тонкостей, которые напрямую никогда не переведешь. Поэтому пришлось практически писать учебник с нуля, все это сочинять и разрабатывать вместе с профессиональными поэтами и писателями. Он недавно вышел в свет, и по нему уже можно учить детей. Первый экземпляр мы вручили в конце августа 2019 года президенту РТ Рустаму Минниханову.
— Это как-то связано с изменениями в преподавании татарского языка в последние годы?
— Многие родители русскоязычных детей указывали на то, что татарский не преподается по современной интересной, интерактивной методике. Вот, пожалуйста, новейшая методика, в игровой форме, специально разработанная. Нам кажется, что это будет востребованным, по крайней мере, запрос на это мы видим колоссальный и надеемся на успех.
— Насколько устойчивы навыки, которые дети получают на таких занятиях? Не забываются ли они с годами без тренировки?
— Профессиональные педагоги говорят, что тренировка не помешает. А значит, можно год отзаниматься, затем отдохнуть, а потом — освежить навыки. Тем более что если ребенок сначала занимается в саду, потом в начальной школе — он это делает в игровой форме. А к средним и старшим классам ему понадобится уже усложненная программа — и по скорочтению, и по ментальной арифметике. Но это все дело добровольное: родители ведь сами будут решать, нужен ли их детям широкий кругозор, навыки, востребованные в будущем, или нет. Но чем больше таких возможностей предоставляют школы и детские сады, тем более успешными будут наши дети.
Людмила Губаева
И будьте в курсе первыми!