Альбина Закирова: «Профессия врача подразумевает, что ты идешь помогать людям» - «Медицина»

Заведующая консультативной поликлиникой РКОБ — о коллективе, пациентах, заботе и человечности

Альбина Закирова заведует консультативной поликлиникой Республиканской клинической офтальмологической больницы им. Е.А. Адамюка. В этой поликлинике определяется тактика лечения направленных со всей республики пациентов с офтальмологическими проблемами. Героиня нашего сегодняшнего портрета и административные вопросы решает, и сама ведет прием. Она призывает татарстанцев вовремя обращаться к офтальмологу, чтобы не пропустить начало грозных заболеваний. Сетует на агрессию пациентов, которые забывают о том, что врач учится много лет, прежде чем начать прием. Любит во всем порядок и не выносит хаоса. Главной целью своей врачебной работы считает помощь людям, а не продвижение по карьерной лестнице — хотя в будущем не отказалась бы и от высокой административной должности, чтобы помогать развивать медицину республики. Рассказ о докторе — в нашей традиционной рубрике.
[b]«Руководствуюсь больше головой, чем эмоциями»[/b]
Альбина Закирова заведует консультативной поликлиникой Республиканской клинической офтальмологической больницы им. Е. А. Адамюка. В этой поликлинике решается тактика лечения направленных со всей республики пациентов. Именно отсюда они направляются на лечение в стационар РКОБ, на хирургические операции, здесь проходят обследования на сложном современном оборудовании, здесь получают консультации и наблюдаются при хронических заболеваниях глаз.
Поликлиника РКОБ обслуживает все районы и города Татарстана, приехать сюда можно по назначению от участкового офтальмолога, а если его нет (в некоторых районах бывает и так) — направить может и лечащий врач-терапевт. Поток пациентов огромный — в день через кабинеты докторов проходят не менее 120 человек. Могло бы быть и больше, но, как рассказывает Альбина Альбертовна, из 18 офтальмологов за последние годы в поликлинике остались работать лишь 14 (вместе с заведующей). И если раньше очереди на консультацию в РКОБ копились из-за общей неустроенности и перегрузки медицинской системы, то теперь приема приходится подождать из-за дефицита кадров в государственной офтальмологической сети. Справедливости ради, электронная очередь сегодня двигается куда быстрее, чем «бумажная» еще пять лет назад.

— У нас в Казани три кафедры готовят офтальмологов — в КГМУ, КГМА и КФУ. В совокупности с них выходят 40 дипломированных офтальмологов в год. И мы всегда задаемся вопросом, куда они все деваются. По частным клиникам? Скорее всего… У нас штат недоукомплектован. И когда уходит один врач, то количество пациентов, которых принимал этот доктор, будет распределяться по оставшимся врачам, — сетует на недостаток кадров Альбина Альбертовна.
Заведующая поликлиникой — энергичная, молодая, улыбчивая женщина с рациональным умом, привычкой к контролю и порядку. Найти окошко для срочного пациента, дозвониться до специалистов стационара по сложному вопросу, разобрать конфликтную ситуацию, решить вопрос с призывниками, присланными из военкомата (их надо принять в тот же день), разобраться с расписанием специалистов, сдать отчеты и статистику, да еще и принять самой 4-5 пациентов в день — все это и еще миллион других задач ложится на плечи заведующей поликлиникой РКОБ. Методично, спокойно, в соответствии с регламентами и своим пониманием действительности она это делает.
Интересно, что в медицину наша героиня пришла, руководствуясь отнюдь не эмоциями. У девочки не было мечты стать врачом, она не бредила белым халатом. И династической истории тоже не было — было спокойное размышление.
— Вопрос, кем быть, встал после девятого класса, — рассказывает она. — До тех пор я серьезно занималась волейболом. Училась в школе спортивного резерва. Но я понимала, что не хочу отдавать всю жизнь спорту. Что нужно нечто более реальное. Да и мама всегда говорила: «У вас должна быть профессия, при которой вы всегда могли бы заработать себе на хлеб, несмотря на то, что будет происходить, какой будет президент, какой будет курс валюты». В итоге я выбирала между педагогом, врачом и юристом.
Юриспруденция отпала сразу — брат нашей героини к тому моменту уже поступил учиться по этому профилю, и она решила, что два юриста на семью будет слишком. Профессия учителя показалась ей слишком сложной, она ее испугалась. А медицина, как ни странно, никакого страха не вызвала. И выбор был сделан — вот так, рационально, с прицелом на дальнейшее благополучное будущее. Как показала жизнь, этот способ выбора пути сработал: сегодня Альбина Альбертовна не мыслит себя без медицины.
— У меня всегда в жизни присутствует логическое мышление. Больше головой, чем эмоциями руководствуюсь, — объясняет она.

У поликлиники своя специфика в плане отношения пациентов. Даже если не касаться того, что пациент может прийти к врачу уже заранее недовольный, есть еще один немаловажный момент: эмоциональное удовлетворение врача от банального человеческого «спасибо». Получив операцию на глаза и ощутив мгновенное улучшение зрения, пациент благодарит хирурга за золотые руки. Но недооценивает вклад поликлинических специалистов в свое выздоровление. А ведь это они проводят первичное обследование, углубленно изучают его состояние и принимают решение о том, куда его направить — лечиться каплями или к хирургу в операционную. Так что лечение офтальмологического пациента — результат работы целого механизма маршрутизации, обследований, приема, направлений, выстроенного в РКОБ.
[b]«Отвечаешь не только за себя, но и за всех своих коллег»[/b]
На заведование поликлиникой Альбину Альбертовну пригласили 1 марта 2022 года. К тому моменту она уже освоила не только офтальмологический прием и неотложную помощь, но и методы функциональной диагностики. Доктор признается:
— Конечно, соглашаться было волнительно. Я ведь до тех пор никогда не работала на руководящей должности. Только оставалась на время отпуска предыдущего руководителя как исполняющая обязанности. Первый год на заведовании пролетел как один день: мне кажется, я первое время вообще не понимала, что происходит, — улыбается наша героиня. — Но быстро уяснила: тут ты отвечаешь не только за себя, но и за всех своих коллег, сотрудников. Плюс руководство параллельно тебе задачи дает, и со стационаром надо постоянно взаимодействовать. Ведь у нас все структуры взаимосвязаны, мы единый организм. Так что, нет, я не буду кривить душой, первое время было очень страшно.
Альбина Альбертовна — молодой руководитель. Но у нее и коллектив в основном состоит из молодых докторов. Со многими из них она вместе училась. А врачи в неотложке и стационаре, с которыми постоянно доводится взаимодействовать, были ее преподавателями в интернатуре и ординатуре. Так и получилась большая офтальмологическая семья с тесной связью поколений. А теперь в эту семью входит новая генерация врачей. И вот с ними, как признается наша героиня, уже приходится совсем по-новому искать общий язык:
— Сейчас, в сентябре, к нам приходят молодые врачи. Между нами разница в 10 лет, и мне с ними уже сложнее, чем со сверстниками. Каких-то моментов в их мировоззрении я не понимаю, каких-то моментов не понимают во мне они. Мы ведь какие? Привыкли работать, пока не упадем. Остаемся после работы, стремимся, чтобы все задачи были закрыты. Молодое поколение другое — им свойственна большая бережность к себе. Но думаю, мы найдем общий язык на благо наших пациентов.
Альбина Альбертовна признается: руководитель она строгий. И спрос у нее серьезный — как с себя, так и с коллег в поликлинике. Она человек порядка, и хаос вызывает в ней отторжение. Наша героиня любит, чтобы все было четко, терпеть не может, когда люди опаздывают, стремится научить врачей идеально заполнять карты и истории, чтобы места ошибке не было нигде на протяжении всего цикла оказания медицинской помощи.
— Но, когда мы работаем с пациентом, важнее всего на свете для нас сам пациент. Я стараюсь, чтобы пациент от нас ушел максимально полно обследованный, чтобы мы точно понимали, что с ним нужно делать. Если нужна консультация кафедрального специалиста, профессора — мы ему звоним прямо из кабинета. Если он находится в шаговой доступности (например, на кафедре в стационаре) — нам никогда не отказывают в осмотре. Поэтому, если у моих коллег возникают сомнения и вопросы, я всегда им говорю: лучше подойдите ко мне и лишний раз спросите, что делать. Все решим. Это гораздо лучше, чем отпустить недообследованного пациента. В офтальмологии время играет огромную роль. И это недоделанное обследование может выйти боком через пару лет, — говорит доктор.

[b]«Всегда стараюсь услышать пациента»[/b]
Разумеется, нигде не обходится без конфликтных ситуаций. Альбина Альбертовна раскрывает свои секреты: терпение, терпение и еще раз терпение. И она, и ее специалисты стараются максимально спокойно разговаривать, оставаться в максимально стабильном душевном равновесии. И главное — понимать: пациент здесь не от хорошей жизни.
— Я всегда стараюсь услышать пациента. Понять его, услышать, что он хочет. И потом полноценно донести до него ту информацию, которая ему нужна. Мы никогда не встаем в позу и не отвечаем: «Мы вам не поможем, потому что вы нам не нравитесь». Это немыслимо. То, что от нас зависит, мы сделаем, как бы он себя ни вел. Но если мы понимаем, что та или иная процедура или операция ему не показана, то четко объясняем это, — объясняет доктор.
Альбина Альбертовна рассуждает о своем отношении к пациентам: сочувствие априори присутствует. Ведь профессия врача априори подразумевает, что ты идешь помогать людям. Не карьеру строить, не главврачом становиться. Твоя первоначальная цель — помогать людям, а все остальное — сопутствующие явления.
— Поэтому мне кажется естественным, если человек вырастает до руководства, поднимаясь со ступеньки на ступеньку. Не сразу садится на руководящую должность, а познает профессию с азов. Мне очень помогло, что я тут побывала сначала интерном, потом ординатором. Потом параллельно работала в поликлинике и неотложке. Я знаю, как устроена вся эта работа, а руководитель должен это знать. И врач должен сочувствовать всегда. Все-таки перед тобой человек. И мы стараемся максимально помочь, сделать все, что от нас зависит.
Наша героиня объясняет: врачи стремятся облегчить жизнь пациенту, как могут. К примеру, если видят, что нужно обследование хирурга или консультация узкого специалиста из стационара, стараются договориться со всеми, чтобы это все прошло в один день и пациенту не нужно было ехать ради этого в Казань еще раз. Или, к примеру, бывают состояния, при которых госпитализировать пациента надо немедленно: в такие моменты поликлиника моментально стремится согласовать с руководством и отвести пациента в стационар прямо с приема. К примеру, такое бывает, если доктор в поликлинике находит у человека окклюзию центральной артерии сетчатки — здесь промедление в несколько часов грозит безвозвратной потерей зрения. Или отслойка сетчатки: чем раньше она диагностирована и прооперирована, тем выше шанс на то, что пациент после операции будет хорошо видеть.

Особое внимание своим глазам должны уделять пациенты с сахарным диабетом — у них под ударом здоровье сетчатки из-за скачков сахара в крови, поэтому им проверяться нужно не реже, чем раз в полгода. Потому что если пропустить начало диабетической ретинопатии, можно столкнуться с очень серьезными, а главное — необратимыми последствиями.
Очень важно еще, чтобы пациент скрупулезно выполнял все назначения офтальмолога, полученные на приеме. Чтобы он не отменял самовольно капли, потому что ему надоедает их капать. Чтобы берег свое зрение, ведь врач не может находиться при нем неотлучно. Альбина Альбертовна рассказывает, что приверженность лечению — очень важный фактор офтальмологического здоровья.
[b]«Эта работа учит меня гибкости и мудрости»[/b]
Выходя из своего кабинета и снимая белый халат, наша героиня превращается в обычную молодую женщину, которая любит встречаться с друзьями, уважает кино и театр, подолгу и с удовольствием гуляет по городу. Любит уехать на день-два в лес, в глэмпинг, чтобы восстановить эмоциональные и физические силы.
Ее успокаивает вода в любом проявлении, поэтому раз в год наша героиня старается обязательно выехать на море, чтобы «подзарядить батарейку».
— А иногда я устаю от людей и поэтому люблю побыть абсолютно одна, безо всех. Мне порой нужна тишина. Но теперь, когда я стала руководителем, поняла, что такое 24/7 жить с включенным телефоном. Конечно, нагрузка у меня не такая, как, например, у руководителей стационара или у вышестоящего руководства. Но все же ответственность и на мне немалая, поэтому я теперь всегда должна быть на связи, — признается Альбина Альбертовна.
Одна из главных черт ее характера — железная дисциплина. Она жаворонок, любит встать в 5 утра и настроиться на рабочий лад, пока день только еще начинается. Всегда распределяет свой день, у нее все четко распланировано по времени. И теперь, став руководителем, наша героиня научилась гибко балансировать своими планами — непредвиденные сдвиги расписания больше ее не нервируют. Руководство вообще много ей дало с точки зрения личностного роста:
— Эта работа учит меня гибкости и, наверное, мудрости. В патовой ситуации я уже умею концентрироваться и находить выход: «Спокойно, дыши, вот варианты — выбери нужный». Я научилась спокойно относиться к стрессу, меня уже меньше задевают нелестные высказывания в мой адрес. Принимаю решения из спокойной позиции, а если вдруг понимаю, что поддаюсь на эмоции, стараюсь себя приземлить и сказать себе: «Ты на работе», — признается Альбина Альбертовна.
Заглядывая в отдаленное будущее, она хотела бы и дальше развиваться по руководящей линии. Наша героиня не скрывает амбиций и думает, что могла бы принести реальную пользу в будущем на более высоких постах — ее привлекает административная карьера. «Кто не мечтает о больших руководящих должностях?» — смеется она.

Главное, за что она любит сейчас свою работу, — осознание той реальной помощи, которую в поликлинике получают пациенты, и, конечно, ее коллектив, о котором доктор не устает говорить в течение всей нашей беседы.
Изменить, конечно, хотелось бы многое. Альбина Альбертовна мечтает о том, чтобы решился вопрос с кадровым дефицитом. Чтобы поликлинике дали современное здание, в котором были бы лифты для пациентов, удобные холлы для ожидания, разведены очереди в регистратуре и каждый врач имел бы отдельный кабинет для приема пациентов. Чтобы меньше было агрессивных пациентов.
— Я еще застала времена, когда врач в белом халате считался особым видом человека. А сейчас я, как заведующая, сталкиваюсь с агрессией. Кто-то не хочет ждать своей очереди, если предыдущему пациенту нужна дополнительная консультация. Кто-то заранее приехал накрученный. Кто-то возмущается, что врача уже 5 минут нет в кабинете: но врач тоже человек, и ему может быть необходимо отойти по естественной надобности. И от этой агрессии обидно. Потому что я за каждого своего доктора могу четко сказать, что он не просто часы свои отсидеть приходит сюда, а поработать, помочь своими знаниями и действиями. И его работу обесценивать нельзя! — категоричной фразой прощается с нами доктор.
Людмила Губаева
Подписывайтесь на
телеграм-канал,
группу «ВКонтакте» и
страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на
Rutube и
«Дзене».
И будьте в курсе первыми!