Продажи новых автомобилей в Татарстане за год упали больше чем на четверть - «Власть» » Общественные новости
Общественные новости » Общественные новости » Власть » Продажи новых автомобилей в Татарстане за год упали больше чем на четверть - «Власть»
Продажи новых автомобилей в Татарстане за год упали больше чем на четверть - «Власть»
Татарстанцы предпочитают HAVAL, но на фоне растущих цен и дорогих кредитов покупают «Ладу» Фото: Реальное время Татарстанские автовладельцы пересаживаются на китайские автомобили, и дилеры это учитывают. По данным «Авто.ру», спросом в республике пользуются внедорожники из КНР стоимостью от 3 до 5

Татарстанцы предпочитают HAVAL, но на фоне растущих цен и дорогих кредитов покупают «Ладу»


Фото: Реальное время


Татарстанские автовладельцы пересаживаются на китайские автомобили, и дилеры это учитывают. По данным «Авто.ру», спросом в республике пользуются внедорожники из КНР стоимостью от 3 до 5 млн рублей, и на начало сентября доля этого сегмента на рынке превышала 47%. В целом средняя стоимость любой новой иномарки превышает 3,5 млн. По данным НАПИ, доля Татарстана в общем объеме продаж новых легковых автомашин в России в 2025 году составила 4,6% — на 0,2 п.п. меньше, чем в 2024-м. В предпочтениях татарстанских автолюбителей, ценах на новые иномарки и особенностях республиканского авторынка разбиралось «Реальное время».


«С июля по август — положительная динамика продаж»

За восемь месяцев года в России продали 760,7 тысячи единиц новых легковых автомобилей, или на 22,4% меньше, чем годом ранее. В Татарстане за аналогичный период реализовали 35 тысяч легковушек, продажи упали на 26,5%. Такую статистику привели «Реальному времени» в Национальном агентстве промышленной информации (НАПИ).

Доля Татарстана в общем объеме продаж новых легковых автомашин в стране в 2025 году составляет 4,6%, что на 0,2 п.п. меньше, чем в прошлом году.

Продажи новых легковых автомобилей в Республике Татарстан*
Марка 2024 (01-08) 2025 (01-08) Динамика,% Доля, 2024 Доля, 2025 Динамика, п.п
LADA 16,6 12,2 -26,2% 34,9% 35,0% 0,1
CHERY 4,9 3,9 -20,1% 10,2% 11,1% 0,9
HAVAL 5,9 3,8 -36,8% 12,5% 10,7% -1,8
CHANGAN 3,2 1,9 -39,4% 6,7% 5,5% -1,2
GEELY 3,7 1,9 -49,0% 7,8% 5,4% -2,4
SOLARIS 0,4 1,5 260,0% 0,9% 4,3% 3,4
BELGEE 0,7 1,2 57,1% 1,5% 3,3% 1,8
JETOUR 1,0 1,1 11,3% 2,1% 3,2% 1,1
OMODA 1,6 0,9 -44,6% 3,3% 2,5% -0,8
TOYOTA 0,4 0,5 53,5% 0,7% 1,6% 0,9
Другие 9,1 6,0 -33,9% 19,2% 17,3% -1,9
Всего 47,5 35,0 -26,5% 100% 100% -
*По данным НАПИ
Продажи новых автомобилей в Татарстане за год упали больше чем на четверть - «Власть»
— В 2025 году топ-10 самых востребованных марок новых легковых автомобилей в России и Татарстане совпадают, меняются лишь их позиции в рейтинге, — говорит директор НАПИ Татьяна Арабаджи. — Так, за восемь месяцев текущего года в Татарстане было продано 12,2 тысячи LADA (35% от всех продаж легковых авто в субъекте), 3,9 тысячи CHERY (11,1%) и 3,8 тысячи HAVAL (10,7%).

Спикер отметила, что на фоне общего падения выросли продажи марок BELGEE (+57,1% в Татарстане), JETOUR (+11,3%), SOLARIS (+260%) и TOYOTA (+53,5%). Автомобили JETOUR вышли на рынок страны летом 2023 года, BELGEE — осенью 2023 года, SOLARIS — летом 2024 года. Кроме того, интересен рост продаж TOYOTA в условиях поставок марки в страну только по альтернативному импорту.

Сергей Игнатов считает, что наиболее выгодным моментом для приобретения нового автомобиля могут оказаться ближайшие два месяца. Максим Платонов / realnoevremya.ru

Однако это, скорее, справедливо для соседних регионов: самые низкие медианные скидки были зафиксированы в Башкортостане, до четверти новых автомобилей предлагались вовсе без скидок в Самарской области, а в Татарстане в третьем квартале 2025 года медианный размер скидки (за счет бонусов за оформление кредита, страховки и трейд-ин) остался на уровне второго квартала — 20%. При этом максимальный размер дисконта даже увеличился: во втором квартале он достигал 45%, а к середине сентября вырос до 58%.

Самый высокий размер медианной скидки отмечен у марок Jetour и Omoda — 28%, а больше всего скидок предлагают Geely и Belgee — более 96% предложений с дисконтом. У Haval его предусматривают 82% предложений.

«Китайцы» рулят

В топ-5 наиболее популярных моделей в Татарстане, по версии «Авто.ру», вошли JAECOO J7 (средняя стоимость — 3,448 млн рублей), JETOUR T2 (4,225 млн), CHERY Arrizo 8 (3,144 млн), JAECOO J8 (4,838 млн) и GEELY Atlas (3,807 млн).

«Реальное время», проанализировав данные на сайтах объявлений и официальных порталах дилеров, составило свой рейтинг иномарок по цене (указана минимальная цена на автомобили с фиксированной комплектацией, без дополнительного оборудования в автосалонах республики на момент подготовки выборки). С этой точки зрения самыми доступными оказались китайские внедорожники CHERY Tiggo, HAVAL M6 и HAVAL Jolion с механической трансмиссией и объемом двигателя 1,5 л, однако и их стоимость втрое превышает цену самого дешевого отечественного авто — ВАЗ (LADA) Granta.

Цены в Татарстане на китайские автомобили, млн руб. (выпуск 2025)
ВАЗ (LADA) Granta 1.6 MT 0,660
Chery Tiggo 4 1.5 MT 1,950
HAVAL M6 1.5 MТ 1,999
HAVAL Jolion 1.5 MT 1,999
OMODA S5 1.5 CVT 2,129
Geely Emgrand 1.5 MT 2,179
GAC GS3 1.5 AMT 2,599
HAVAL H3 1.5 AMT 2,649
Changan CS35 Plus 1.4 AMT 2,649
Chery Tiggo 7L 1.6 AMT 2,680
Chery Tiggo 7 Pro Max 1.6 AMT 2,680
HAVAL F7 1.5 AMT 2,699
Jetour Dashing 1.5 AMT 2,709
JAECOO J7 1.5 AMT 2,760
Geely Coolray 1.5 AMT 2,760
Chery Arrizo 8 1.6 AMT 2,810
Geely Cityray 1.5 AMT 2,850
Dongfeng Mage 1.5 AMT 2,850
OMODA C5 1.5 CVT 2,880
GAC GS4 1.5 AMT 2,999
Jetour X70 Plus 1.6 AMT 2,999
GAC Empow 1.5 AMT 2,999
Chery Tiggo 8 Pro Max 1.6 AMT 3,030
HAVAL Dargo 2.0 AMT 3,049
HAVAL F7 2.0 AMT 3,099
OMODA C7 1.6 AMT 3,110
JAECOO J7 1.6 AMT 3,110
Changan UNI-T 1.5 AMT 3,150
HAVAL H3 1.5 AMT 3,199
Chery Tiggo 7 Pro Max 1.6 AMT 3,220
Geely Atlas 1.5 AMT 3,290
HAVAL Dargo X 2.0 AMT 3,349
Geely Preface 2.0 AMT 3,359
Soueast S07 1.6 AT 3,449
Jetour X90 Plus 1.6 AMT 3,480
HAVAL H7 2.0 AMT 3,499
Changan CS75 Plus 1.5 AT 3,590
Chery Tiggo 8 Pro Max 2.0 AMT 3,590
JAC T9 2.0 AT 3,649
Geely Okavango 2.0 AMT 3,697
Jetour T1 2.0 AT 3,770
Hongqi H6 2.0 AT 3,890
Great Wall Poer 2.4 AT 4,000
GAC GS8 2.0 AT 4,099
Chery Tiggo 9 2.0 AT 4,150
Jetour T2 2.0 AMT 4,249
JAECOO J8 2.0 AMT 4,274
Tank 300 2.0 AT 4,299
Chery Tiggo 9 2.0 AT 4,450
Changan CS95 2.0 AT 4,529
Geely Monjaro 2.0 AT 4,852
Tank 400 2.0 AT 5,399
GAC GS8 Dragon 2.0 5,399
LiXiang L6 1.5 AT 5,790
EXEED Exlantix ES 1.5 AT 5,990
Voyah Free 1.5 AT 6,590
Tank 500 2.0 AT 6,799
Wey 07 1.5 AT 6,899
LiXiang L7 1.5 AT 6,990
Wey 80 1.5 AT 7,199
Seres M7 1.5 AT 7,490
Tank 500 3.0 AT 7,849
LiXiang L9 1.5 AT 8,290

Зато китайский автопром представляет в Татарстане самую широкую на сегодня линейку марок и моделей — от самых непритязательных до премиум-класса.

Любимые многими жителями республики за оптимальное сочетание цены и рабочих качеств «корейцы» и за надежность «японцы» начали возвращаться на российский рынок.

Цены в Татарстане на корейские автомобили, млн руб. (выпуск 2025)
Kia Seltos 1.5 CVT 2,690
KGM Korando 1.5 AT 3,490
Hyundai Tucson 2.0 AT 4,100
Kia Sportage 2.0 AT 4,100
Hyundai Staria 2.2 AT 7,600

Однако выбор их пока скромен, чего не скажешь о ценах: предложения на самые демократичные модели в «голой», базовой комплектации начинаются с 2,7—3,9 млн.

Цены в Татарстане на японские автомобили, млн руб. (выпуск 2025)
Mazda CX-5 2.0 AT 3,839
Toyota RAV4 2.0 CVT 3,990
Toyota Camry 2.0 CVT 4,127
Toyota Highlander 2.0 AT 5,450
Lexus RX 2.0 AT 7,600
Toyota Land Cruiser 3.3 AT 13,800
Lexus LX 3.3 AT 17,000
Lexus LX 3.4 AT 19,500

Что же касается солидных «немцев», то самым доступным, если это можно так назвать, остается Volkswagen Tiguan с 2-литровым двигателем и автоматической трансмиссией ценой в 5 млн.

Цены в Татарстане на немецкие автомобили, млн руб. (выпуск 2025)
Volkswagen Tiguan L 2.0 AMT 4,999
BMW X1 2.0 AMT 5,450
Volkswagen Tavendor 2.0 AMT 5,900
BMW X2 2.0 AMT 5,900
Volkswagen Teramont Pro 2.0 AMT 6,450
Audi Q5L 2.0 AMT 6,550
BMW X3 2.0 AT 7,100
BMW X5 3.0 AT 9,500
BMW X6 3.0 AT 13,290

«Появляется конкуренция, что хорошо»

— Когда у нас были представлены все мировые автобренды, у нас был выбор, и это сформировало вкус российского потребителя, который мог купить и наш АвтоВАЗ, и «Рено», и «Фольксваген», и «Форд», и «Ниссан», и «Тойоту», и «Киа», — говорит экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», руководитель консалтинговой компании Mozhenkov Progress Consulting Владимир Моженков. — А потом они ушли и оставили нас практически с одним АвтоВАЗом. Поэтому спасибо китайским товарищам, что они пришли.

Сейчас, по его словам, у россиян формируются новые предпочтения, новый вкус и новое отношение к китайскому автопрому: «На сегодня он предоставляет очень разнообразный выбор — на любой вкус и кошелек. И появляется конкуренция, что также хорошо».

Моженков отметил, что те, кто мог себе позволить и предпочитал Mercedes, BMW или Porsche, либо покупают их по параллельному импорту, либо пересаживаются на китайские LIXIANG или ZEEKR, которые, по его мнению, не уступают, а, возможно, по некоторым параметрам и превосходят мировые премиальные марки.

«Китайцы сделали правильный выбор, они, зная наши зимы и наши дороги, пришли в основном к нам с «паркетниками» и внедорожниками». Максим Платонов / realnoevremya.ru

— Китайцы сделали правильный выбор, они, зная наши зимы и дороги, пришли в основном к нам с «паркетниками» и внедорожниками, — подчеркнул он. Рост продаж автомобилей в нулевые годы был связан с доступным автокредитованием. Если бы в нулевые годы не было доступных автокредитов, то мы бы тоже влачили жалкое существование. Сейчас благодаря Эльвире Набиуллиной ставка Центробанка страшная, и поэтому автокредиты как таковые отсутствуют.

Покупка нового авто зависит от Центробанка

Перспективы обновления стареющего частного автопарка в Татарстане и в целом в России Владимир Моженков оценил невысоко:

— Если Центробанк не снизит ставку хотя бы до 13-14 процентов, а автокредиты не подешевеют пунктов на 5-7, спрос на автомобили не будет расти. Сейчас россиянин практически не может воспользоваться автокредитом: это очень дорого, а его благосостояние не растет. Таких процентов по автокредиту ни в одной цивилизованной стране нет. И если у человека сейчас есть автомобиль, но у него нет денег, его благосостояние не растет, он будет ездить на нем, пока он его не добьет окончательно. Такая тенденция.

Кузнецов высказал предположение о том, что с высокой вероятностью следует ожидать падение рынка автомобилей. Максим Платонов / realnoevremya.ru

С Владимиром Моженковым согласен и директор казанской компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов. Он отметил, что сегодня в республике премиальные автомобили стоимостью 7 млн рублей и выше «как покупались, так и покупаются», правда, произошла замена некоторых европейских брендов на китайский премиум — на марки LIXIANG, VOYAH и ZEEKR.

— Что касается ценовой политики до 3-4 миллионов, то тут люди массово пересаживаются на китайские бренды, — говорит он. — Из них наиболее востребованы GEELY и HAVAL. И минимальная стоимость новой китайской машины хорошего качества сегодня — три миллиона рублей.

Кузнецов высказал предположение о том, что с высокой вероятностью следует ожидать падение рынка автомобилей. Он привел две причины — затоваривание и высокая вероятность скорого и резкого повышения утилизационного сбора, которое неминуемо приведет к тому, что вырастут цены на автомобили, которые произведены за пределами России. Изменить ситуацию, по его мнению, может только изменение политики Центробанка — в сторону удешевления кредитов.


Инна Серова


Подписывайтесь на
телеграм-канал,
группу «ВКонтакте» и
страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на
Rutube и
«Дзене».

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации