Молоко без коров: в Татарстане вновь сокращается дойное стадо - «Происшествия»
Почему фермеры закрывают КФХ по истечении 5-летнего срока грантов, а ЛПХ избавляются от буренок
«Прославившееся» многомесячными неплатежами фермерам за сданное молоко в 2024 году дрожжановское ССППК «Исток» с августа 2025 года снова задерживает оплату продукции, сообщили «Реальному времени» жители Старых Какерлей. Тем временем у компании, неоднократно пользовавшейся финансовой господдержкой, появился конкурент — в район «заходит» новый переработчик молока из Арского района республики. Однако может встать вопрос о том, кто ему будет сдавать сырье: поголовье дойного стада у КФХ и в личных подсобных хозяйствах Татарстана ежегодно снижается, а низкие закупочные цены молока делают невыгодным для крестьян содержание коров. Подробнее о долгах и бонусах «богатой» молокоперерабатывающей компании, загадочной тенденции к росту производства молока в республике на фоне неуклонного снижения поголовья дойных коров и причинах, по которым фермеры избавляются от буренок, — в нашем материале.
Куда бежать?
Жители Старых Какерлей вновь обратились в «Реальное время» с жалобой на неоплаченное молоко, сданное в ССППК «Исток». Фермеры и «частники» пожаловались, что не получают денег за произведенную продукцию с 16 августа.
— При заявленных мощностях до 40 тонн молока в день сейчас кооператив, насколько нам известно, собирает не более 2 тонн, — рассказал владелец дойных коров на условиях анонимности. — Предприниматели покрупнее, которые раньше сдавали молоко в «Исток», перешли к другому предпринимателю, и те, кто остался, также планируют уйти. Ситуация нездоровая, а проблема не решается. Кооператив несколько лет назад получил от государства крупные суммы денег на развитие, но развитию сельского хозяйства в Дрожжановском районе сейчас явно не способствует. И никто не хочет разбираться.

Другой собеседник «Реального времени» рассказал, что крестьяне вынуждены принимать тяжелое решение и сдавать буренок на мясо, потому что содержать дойных коров стало невыгодно:
— Закупочные цены на молоко для мелких хозяйств устанавливаются низкие, а дорожает все — и корма, и их транспортировка. Даже при регулярной оплате сданного молока сложно выкрутиться и выйти с прибылью, а при задержках, когда и эти деньги успевают дополнительно обесцениться, даже в ноль невозможно выйти — молоко сдаешь себе в убыток.
Задать вопросы о причинах долгов перед молокопроизводителями руководителю ССППК «Исток» Айрату Усманову «Реальному времени» не удалось — телефоны компании, указанные в открытом доступе, либо молчат, либо принадлежат уже другим абонентам. Издание направило запрос предпринимателю по электронной почте, по получении ответ будет опубликован.
Задолженность мешает выплатить долги
«Исток» — предприятие стабильно прибыльное, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», 2024 год компания завершила с выручкой 81,5 млн рублей и чистой прибылью 3,3 млн. Однако у государства к нему имеются серьезные претензии.
В 2024 году завершился арбитражный процесс по иску республиканского Минсельхозпрода к ССППК «Исток» о расторжении заключенного в 2021 году соглашения о предоставлении из бюджета РТ гранта на развитие в форме субсидии и взыскании задолженности в размере 29,5 млн рублей. Было заключено мировое соглашение, по которому ответчик до 10 декабря 2024 года взял на себя обязательство освоить средства гранта либо вернуть деньги в бюджет.

Кроме того, в 2023 году Арбитражный суд РТ взыскал с ССППК «Исток» в пользу ООО «Молко-Дрожжаное» 4,67 млн рублей долга за поставленное компании молоко. «Исток» обжаловал это решение, но апелляционная инстанция оставила его в силе.
На конец 2024 года общая сумма краткосрочных обязательств кооператива, по данным того же сервиса, достигла 109,34 млн рублей, и более половины из них составляла кредиторская задолженность. Последняя резко выросла в 2023—2024 гг., а сумма краткосрочных обязательств ежегодно увеличивалась на 20—30 млн, начиная с 2020 года.
Чем поможет конкурент
Как сообщили «Реальному времени» производители молока, сейчас в Дрожжановском районе ходят слухи о том, что сегодня ССППК «Исток» зарабатывает не столько на сборе молока от населения, сколько от переработки сухого молока, закупаемого в Белоруссии, а также о высокой вероятности скорого банкротства предприятия, однако Управления сельского хозяйства и продовольствия в Дрожжановском муниципальном районе Талгат Халитов их не подтвердил:

Талгат Халитов опроверг предположения о том, что кооператив «собирает» сухое молоко в Белоруссии, а не свежее у местных производителей. Он заверил, что ежедневно «Исток» закупает в Дрожжановском районе 3,5-4 тонны свежего молока.
Также он пояснил, по каким ценам осуществляются закупки молока у фермеров:
— У «Истока» сейчас самые высокие закупочные цены — 34 рубля за литр, другие предприятия закупают по 32 рубля. Летом закупочная цена была гораздо ниже — 28 рублей. Для населения в связи с более низким качеством молока закупочные цены устанавливаются на 4 рубля ниже.

Ситуация с закупками молока в районе, по мнению замглавы исполкома, должна измениться в лучшую сторону с приходом на рынок нового игрока — арского индивидуального предпринимателя Алмаза Саляхова, которому исполком предоставил в аренду помещение, и сейчас он монтирует в нем оборудование. Повышение закупочной цены в районе связано как раз с его появлением, а сам Саляхов, как уверяют в исполкоме, планирует еще выше поднять закупочные цены. Однако ожидаемую цифру, «Реальному времени» назвали не в исполкоме района, а один из фермеров — 35 руб. за литр.
Генетика нам поможет?
В течение последних пяти лет в Татарстане неуклонно растут надои на фоне также неуклонно снижающегося поголовья дойных коров в хозяйствах республики. С конца 2020 года до конца августа 2025-го, когда республиканский Минсельхозпрод опубликовал последние данные, количество дойных коров в республике уменьшилось на 7,5%, а поголовье КРС в целом — на 12,3%. При этом к концу года эти цифры, учитывая тенденцию, подрастут.

Байтемиров не считает, что основным фактором, влияющим на снижение поголовья коров в личных подсобных хозяйствах, является рост цен на ГСМ, корма и, соответственно, нерентабельность содержания скотины. Цены, говорит он, на контроле у раиса республики, главы правительства и Министерства сельского хозяйства РТ:
— Практически каждую неделю я участвую в совещании Минсельхоза РТ и знаю, что цены на молоко от населения по каждому муниципальному району находятся на контроле. Если растут цены на ГСМ и другую необходимую сельскому хозяйству продукцию, должны вмешаться соответствующие службы. Но зачастую проблема не в этих ценах, а в том, что личные подворья и некоторые хозяйственно-потребительские кооперативы сдают молоко посредникам — сборщикам. Иногда молоко от крестьян проходит через третьи руки, и каждый из посредников хочет снять с него сливки, поэтому производителю мало что остается.
Он упомянул, что в Ассоциацию фермеров регулярно приходят жалобы на это, и в каждой там разбираются, но иногда проблему невозможно решить — например, никто не в силах заставить молокосборщика платить высокую цену за молоко, за которым надо ехать за тридевять земель, чтобы привезти 100 литров. И добавил, что призывает сельчан и фермеров создавать в муниципальных поселениях сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые могли бы сами собирать молоко — чтобы оно не проходило через несколько рук и закупочные цены не падали.

В 2024 году сельхозпотребкооперативы купили у ЛФХ и КФХ, переработали и реализовали продукцию на 18,6 млрд рублей, подчеркнул собеседник «Реального времени», а сами КФХ и ЛПХ произвели более 700 тысяч тонн молока — порядка 30% от всего молока в республике.
Также Байтемиров рассказал о своем видении причин, по которым закрываются сельхозпредприятия, получившие грантовую поддержку на развитие от государства. Он говорит, что грант дается на 5 лет — это малый срок для сельского хозяйства, для стойкого эффекта нужно 10 лет минимум. А так через 5 лет предприятие попадает под «обстрел» проверок надзорных органов — и фермеры их закрывают, а скот «уводят» в сельские подворья:
— Мы неоднократно поднимали в Минсельхозе России вопрос о том, что фермеру необходимо 10 лет, чтобы закрепить то, чем он начал заниматься, но нам ответили, что мы хотим загнать крестьян в крепостное право. В результате 5 лет стали для фермеров тем Рубиконом, за который переходить опасно, когда и КФХ начали закрывать свое фермерское хозяйство. Если еще начнут терроризировать проверками и ЛПХ, то сокращение поголовья скота может пойти в геометрической прогрессии, — считает он.
Инна Серова
Подписывайтесь на
телеграм-канал,
группу «ВКонтакте» и
страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на
Rutube и
«Дзене».
И будьте в курсе первыми!