«Ученики думают: а что, учитель-то прикольный, современный» - «Образование»

В лицее «Унбер» провели первый семинар для учителей татарского языка

Казанская мэрия совместно с управлением образования запустила серию семинаров, посвященных современным успешным способам обучения татарскому языку. Первая встреча прошла в открывшемся в этом году лицее «Унбер» в микрорайоне «Арт Сити». Учителям демонстрировали возможности онлайн-платформ, методов, взятых на уроках английского, и... газировки.
«А у вас есть что-то кроме математики и татарского?»
Директор лицея «Унбер» Алмаз Хамидуллин закончил МГУ, преподавал математику в Нижнекамске и в лицее №2 Московского района. В 2017 году он вошел в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года», в 2019 стал полуфиналистом «Лидеров России», в свое время выиграл грант «Алгарыш». Сейчас он — финалист премии Global Teacher Prize, которую называют «Нобелевской премией» для учителей.
«Унбер» — обычная муниципальная школа на 1501 ученика. 60% из них выбрали татарский для предмета «Родной язык». Здесь преподает Рашат Якупов, разработчик учебника «Сәлам». С мэрией Казани и другими языковыми активистами он уже организовал несколько проектов — это, например, интенсив по татарскому языку для работников сферы услуг, а еще — поезд метро, посвященный языкам республики, который будет возить пассажиров до конца года. А пять лет назад он организовал курсы преподавания татарского языка «Мөгаллим».
Со стороны мэрии его поддержала Гузель Сагитова. В прошлом — преподаватель татарского языка в консерватории и журналист «ТНВ», она сначала создала творческое движение «Калеб», потом стала директором Кариевского театра, в прошлом году начала работать в Казгордуме, а в феврале 2021-го была назначена заместителем руководителя исполкома Казани.
интервью, записала для семинара видео, в котором рассказала о принципах работы в Alima Academy, где сейчас 12 учителей обучают 84 ученика.
— Наша школа — это площадка для обучения и общения. Она отличается от ваших условий, но я верю, что мы будем полезны друг другу, — надеется Салахутдинова и рассказывает, что помимо уроков у них есть книжный и материнский клубы. Главное, по ее словам, создать дружескую, доверительную, позитивную атмосферу, в которой дети совпадают по возрасту, уровню знаний, уровню интереса к обучению и где им интересно находиться. Например, поэтому классы разделены на тех, кто уже говорит по-татарски, и тех, для кого язык — пока еще чистый лист.
Как улучшить результат в 14 раз
Преподаватель английского языка лицея-интерната №7 Гусман Гайнуллин, по словам Якупова, обучал его самого. Гайнуллин тоже сразу идет в зал, объявляет, что дома он говорит по-татарски, и проводит с учителями урок, указывая, что обычная лекция приведет к тому, что ученик запомнит всего пять процентов. А вот диалог, обсуждение, обмен мнениями, творческая работа увеличивают результат в 14 раз. Он предлагает каждому взять листочек или открыть приложение в телефоне и написать в течение трех минут факты о Японии (на уроке детям дается 15—20 минут). Условие простое — заполнить целую страничку. К ошибкам никто придираться не будет. После необходимо эти факты озвучить, разделившись на группы. У кого будет листок заполнен полностью — тому пять. У кого больше всего фактов — еще одна пятерка. Про что можно писать? Конечно, про то, что интересно детям. Про знаменитостей, экстремальные виды спорта, косметику, фильмы. Еще он предлагает на уроках придумывать сказки. Каков результат?
— Ученик думает: а что, учитель-то прикольный, современный. А потом он начинает любить и язык.

Преподаватель татарского языка школы «Иннополис» Альберт Самигуллин посвящает свое выступление цифровизации, с ходу связав свою тему с посланием президента РТ, который объявил 2022-й в Татарстане Годом науки и технологий. Он знакомит с платформой Miro, в которую уже ввел материалы для десяти уроков про города Татарстана, — «Она бескрайняя, как «Интерстеллар». Начинает с Булгара — здесь и изображения древних памятников, и татарские буквы, и перевод «Фиксиков», и книга о путешествии Ибн Фадлана в формате PDF. А потом переходит к приложению NearPod, в котором можно создать интерактивный урок — с аудио, видео, заданиями, интеграциями с сайтами, анализом успехов и даже возможностью оставлять отзывы от учеников, что очень удобно при дистанционном обучении.
— Мы решили провести первый семинар без обмена мнений. Сегодня мы показываем разные практики обучения. Я считаю, что на такие мероприятия должны приходить люди по собственному желанию, — сказала «Реальному времени» Сагитова. В конце полуторачасовой встречи она отметила, что на следующий семинар еще плана нет — и в числе выступающих могут оказаться и учителя, которых было здесь, по предварительным данным, до 280 человек. Сагитова надеется, что с помощью таких событий удастся обнаружить тех, кто учит по-новому.

— Мы тут говорили, что для обучения по таким методам нужно время. Но в первую очередь необходимо желание. А тогда и время найдется, — резюмировала заместитель руководителя исполкома города.
Радиф Кашапов
И будьте в курсе первыми!