Ерлан Аймаганбетов: «Сначала покажи ребенку, зачем это нужно, и мотивация появится» - «Образование»
Учитель информатики — о мотивации детей с клиповым мышлением, вовлекающих уроках и атмосфере в классе

Российское образование вслед за цифровым миром переживает стремительные изменения, а вместе с подходом меняется и портрет современного ученика. О том, как вовлекать детей в обучение в эпоху коротких роликов, соцсетей и смарт-гаджетов, в авторской колонке для «Реального времени» рассказывает Ерлан Аймаганбетов, учитель информатики казанской русско-татарской школы №129, один из победителей премии «Яндекс Учебник» и конкурса программы профессионального развития педагогов «Кадровый резерв». Аймаганбетов вошел в двадцатку лучших преподавателей информатики России по итогам отбора среди тысяч педагогов страны.
Клиповое мышление современных школьников
Каждый учебный год я все отчетливее замечаю, как меняется у детей восприятие информации. Привычка к коротким ярким видеороликам в TikTok или YouTube Shorts формирует у детей клиповое мышление, им сложно держать фокус на длинных текстах или подробных объяснениях.
Если урок строится только вокруг больших объемов информации, класс утомляется буквально за минуты — внимание ускользает, вопросы исчезают, дети становятся пассивными. Дети ждут короткий яркий контент даже на уроке, и наша задача — использовать это в обучении.
Я редко смотрю назад с тоской по старым временам, ведь и 30 лет назад были и внимательные, и рассеянные дети. Все зависит от индивидуальности, а наша задача — быть гибкими, замечать перемены и искать новые подходы.

Принципы современного обучения
За последние годы я понял: если я хочу, чтобы школьники меня слушали, материал нужно делить на короткие блоки, обязательно использовать инфографику, схемы, реальные изображения. Все, что можно визуализировать и включить в действие, работает куда лучше, чем голая теория. В своей практике я использую различные цифровые инструменты, например «Яндекс Учебник», который помогает ученикам создавать прототипы приложений и чат-ботов. Это место, где дети пробуют себя, учатся ошибаться и, главное, исправлять ошибки.

Работа с мотивацией детей
Современный школьник не воспринимает мотивацию на уровне «делай, потому что надо». Практически каждый подросток спрашивает: «А зачем? Что я получу?». Мне кажется, это здоровое явление. Когда мы собираемся участвовать в конкурсе, олимпиаде или командном проекте, я всегда опираюсь на принцип «сначала покажи, зачем это нужно, и мотивация появится». Ведь прокачанные навыки публичного выступления, самостоятельного решения задач, опыт ответственности — это не для галочки, а для будущего ребенка. Хочется, чтобы школа учила не только предметам, но и самостоятельности, уверенности в своей силе.

Эффективные методики преподавания
Я стараюсь чередовать теорию и практику, обязательно давать возможность попробовать новое («пощупать» материал). В классах, где информатика два часа в неделю, могу сделать так: первый час — теория, второй — практика, проектная работа. Там, где время ограничено, ищу компромисс между информацией и действиями, вставляю в урок короткие реальные задачи.
Еще я люблю связывать теорию с жизнью, например рассказываю, как Face ID работает на телефоне, зачем нам двоичная система, как построить чат-бота, почему врач или даже охранник должен знать цифровые инструменты. Самое важное — донести, что информатика — это не программировать ради программирования, а то, как можно применить знания уже сейчас или через несколько лет.

Рекомендации по организации урока
Все, что я рассказываю, лучше работает, если грамотно структурировать материал: делить его на небольшие логические части, обязательно использовать визуализацию, заранее готовить примеры для коллективной работы и обсуждения. Технологии должны быть органичной частью процесса. Электронные доски, голосовые помощники, интерактивные платформы, групповые проекты — все это помогает быть с учениками на одной волне.
В кабинете информатики я стараюсь создать открытую, удобную для работы атмосферу: современные компьютеры, памятки по цифровой безопасности, выставки детских работ, зона для отдыха и обсуждений. И постоянная обратная связь, она обязательна на каждом уроке. Мы обсуждаем, что было сложно, что заинтересовало, что стоит разобрать.
Ерлан Аймаганбетов
Подписывайтесь на
телеграм-канал,
группу «ВКонтакте» и
страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на
Rutube и
«Дзене».
И будьте в курсе первыми!