Фотомарафон «100-летие ТАССР»: Занятие в классе по ликбезу, 1927 год - «История» » Общественные новости
Общественные новости » Общественные новости » История » Фотомарафон «100-летие ТАССР»: Занятие в классе по ликбезу, 1927 год - «История»
Фотомарафон «100-летие ТАССР»: Занятие в классе по ликбезу, 1927 год - «История»
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 33-я 19 июля 1920 года была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В стране остро не хватало квалифицированных кадров, к тому же для новой власти было жизненно важно иметь возможность проводить

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 33-я


Фотомарафон «100-летие ТАССР»: Занятие в классе по ликбезу, 1927 год - «История»


19 июля 1920 года была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В стране остро не хватало квалифицированных кадров, к тому же для новой власти было жизненно важно иметь возможность проводить печатную пропаганду.


Но Советская Россия лежала в руинах: например, в практическом руководстве для ликвидаторов безграмотности, вышедшем в 1921 году, был раздел «Как обойтись без бумаги, без перьев, без чернил, без карандашей». А Татреспублика в это время умирала от голода, эпидемий тифа и холеры.

В 1920 году в Казанской губернии было организовано 5 717 ликпунктов (пунктов ликвидации безграмотности), в 1922 году их осталось только 215. В Казани в то время учились всего 1 310 человек. В Чистопольском кантоне в январе 1922 года было открыто 14 школ ликбеза, но скоро их вынуждены были закрыть.

Положение начало выправляться с 1924 года. Интересно, что критерием определения грамотности, вплоть до 1926 года, был только русский язык. При этом к началу XX века 80 процентов татар уже умели читать по-арабски, и к 1920-м годам татарское население пришло очень образованным. Детей учили читать в многочисленных медресе. Но по переписям все эти люди считались неграмотными.

Большинство ликпунктов в кантонах Татарии были открыты при школах: взрослые занимались со школьными учителями во вторую смену, после того, как уходили дети. В городах рабочие учились при заводах и партийных организациях, в клубах и библиотеках, в красных уголках и рабочих общежитиях.

Группы делили по степени подготовки: «послебукварники» занимались отдельно от тех, кто совершенно не умел читать. В ликпунктах преподавались чтение, письмо, счет и политграмота. Человек, окончивший курсы, должен был уметь читать букварь, плакат, газету (с полным пониманием смысла), правильно списывать текст, коротко и ясно записать свою мысль, написать письмо по памяти, заметку в стенгазету, уметь делать записи на собраниях.


Людмила Губаева
Справка


За помощь в подготовке материала редакция благодарит Национальный музей Республики Татарстан и Государственный архив Республики Татарстан.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Смотрите также
интересные публикации