Усадьба Гурылева: старинный особняк в центре Уфы сносят ради парковки - «История»
Уникальные элементы и богатая история архитектурного памятника в центре столицы Башкирии

В Уфе под угрозой сноса оказались старинные особняки. Дома в центре города по улице Гоголя с номерами 22 и 22/1 частенько привлекают внимание прохожих как яркие образцы деревянного зодчества XIX века. Оба строения некогда принадлежали местному мещанину Николаю Гурылеву. Однако исторический комплекс скоро может исчезнуть: на этом месте планируется построить многоуровневую парковку для работников и посетителей Арбитражного суда Башкирии (его здание возводится неподалеку). Историк архитектуры, кандидат искусствоведения Светлана Семенова в колонке «Реального времени» рассказывает об особенностях этой старинной усадьбы.
Что известно об усадьбе Гурылева
О мещанине Николае Васильевиче Гурылеве (1862—1928) известно не так много: были у него жена и дети. Перед Первой мировой войной был казначеем в правлении местного общества взаимного страхования от огня и, конечно, создавал свое детище — прекрасную усадьбу в центре города по ул. Гоголя, 22. Рядом Соборная площадь и торговые ряды.
Начало этой усадьбе было положено задолго, лет за 40, до рождения Николая Васильевича. По сведениям краеведа Татьяны Тарасовой, дом сначала принадлежал разным семьям, потом разделен на две половины. Когда и в каком состоянии одна из них попала в руки Гурылева, неведомо, но доподлинно известно, что в 1897 году ее участок доходил до середины квартала (со стороны ул. Гоголя ее граница совпадает с современной), на ней были следующие деревянные постройки: дом (возможно, адрес 22/1), флигель (возможно, адрес 22/3 , снесен в 1973 году), каретник с погребом (снесен в 1970 году) и конюшней, дощатый сарай и амбарчик.
За последующие 14 лет, судя по налоговым ведомостям, как говорит Тарасова, цена усадьбы два раза резко поднималась, что свидетельствует о появлении новых построек. О них сегодня можно судить наверняка, сравнивая архивные справочники, четыре подлинных фото, сделанных при жизни семьи Гурылевых — это единственные свидетельства о первоначальном внешнем облике усадьбы.
Благодаря им можно точно сказать, что главный одноэтажный деревянный дом №22/1 старше двухэтажного деревянного флигеля №22, который был доходным домом. На одном снимке главный дом запечатлен один, напоминал рубленую избу, только окна намного большие да с шикарными резными наличниками. Вход в сени украшен узорами с подзорами и гребешками, от позднего классицизма — подкровельный фриз из чередования кронштейнов и «бриллиантов», по центру крыши флагшток. Этот терем был создан в одном из направлений «русского» стиля в рамках эклектики — «ропет-гартман», копирующего деревенское зодчество. В то время для провинциальных городов эта архитектура была новаторской, смелой. На другом снимке хорошо видно два дома и ворота: бревенчатые стены главного дома уже забиты тесом, но остался прежний декор, перед ним стоит дом 22 с похожим в некоторых деталях декором, например, тот же подкровельный ампирный фриз. Отличаются наличники окон с резьбой рисунка поздней эклектики с элементами модерна.

Жаль, что в советское время на крышах сильно пострадали слухи (слуховые окна или люкарны). На флигеле была нехарактерная для Уфы люкарна в стиле «необарокко» с иностранным прозвищем «шляпа жандарма», так как боковины заканчивались завитками, закрученными вверх. Все металлические украшения на крышах, водосточных трубах и створках ворот имели рисунок в пластике модерна.
Хоть на фото усадьбы Гурылевых и нет ни конюшни, ни снесенных каретника и флигеля для прислуги, но и так видно, что у краснокирпичной конюшни появился новый маленький пристрой. Флигель для прислуги, по устным сведениям, облик усадьбы не улучшал. Скорее всего, поэтому он и не попал в объектив фотографа. Его три окна с простыми наличниками выходили на улицу, а три входные двери — на главный двор.
Судя по фото, во дворе царили чистота и порядок: клумбы, дорожки, деревья за главным домом, очень ухоженные фасады домов, ворота с ажурными металлическими створками с рисунком в виде набегающей морской волны с крупным завитком.
Соорудив прозрачные ограду и ворота, хозяин хотел, чтобы все прохожие любовались стоящим в глубине участка домом №22/1. Без сомнения, во имя прекрасного Гурылев не скрывал от посторонних глаз жизнь усадьбы.
Во всей ее архитектуре видна рука мастера. Кто же он? Я ранее писала о моем предположении, что автором проекта мог быть наш земляк, известный столичный архитектор, пионер неорусского стиля, соединяющего модерн с зодчеством Руси, Илья Евграфович Бондаренко (Уфа, 1870—1946, Москва). Эту мысль поддержала московский искусствовед Г.И. Науменко. Юношей он уехал учиться в Москву, где и остался, но приезжал к родственникам. В годы Гражданской войны стал организатором и первым директором Уфимского музея им. М.В. Нестерова. Словом, если он не подрабатывал в Уфе по своей специальности дипломированного архитектора, то очень странно, да и усадьба Гурылева — в духе его творческих поисков. В этом исследователям предстоит разобраться.
В любом случае, по усадьбе Гурылева и другим домам старой Уфы можно заключить, что на рубеже XIX—XX веков уфимцы участвовали в процессе развития направлений моды в отечественном строительном искусстве и не отставали от столицы. Многие ли губернские города обладали подобной профессиональной строительной культурой?!

Кто жил в доме
В 1910-х годах квартиру занимал Владимир Николаевич Крыжановский (1868—1932), пионер местной бактериологии, организатор местной науки. Репрессирован в 1931 году.
С 1920 по 1961 годы жил Александр Куприянович Носков (1872, Уральск, — 1961, Уфа) — пионер местной науки биогеографии, один из организаторов высшего образования в крае и просветитель.
Что говорят специалисты об усадьбе Гурылева
Группа историков архитектуры и искусства из Уральского архитектурно-художественного института (УАРХИ) в 1994 году отнесла усадьбу к ценной застройке. В июле 2020 года искусствовед, государственный эксперт Г.И. Науменко в проведенной ею экспертизе дала высокую оценку усадьбе.
По мнению Академического совета по охране наследия Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), «здания усадьбы Гурылева обладают культурной, исторической и архитектурной ценностью и играют весьма существенную роль в формировании городской среды центральной части города Уфы.
И будьте в курсе первыми!